Что такое Скрам

Скрам — это способ организовать работу в духе Аджайла. Он помогает быстро выпускать и улучшать продукт, когда меняются требования рынка.

Часто говорят, что Скрам — методология. Но это не так, Скрам — фреймворк. Разница в подробности правил: методология дает четкие инструкции о том, что, как и в каком порядке делать. Например, методология предписывает менеджеру анализировать работу отдела каждую пятницу.

Фреймворк задает общие принципы работы, он не дает готовых инструкций на все случаи жизни. Сотрудники следуют принципам Скрама, но рабочий процесс меняют сами. Например, сами определяют как часто нужно анализировать работу команды, в каком составе собираться, какие документы составлять.

Посмотрим подробнее, какие правила устанавливает фреймворк Скрам для сотрудников, рабочего процесса и инструментов.

Что такое Скрам-команда

Команда

В Скраме сотрудник не работает сам по себе, он — часть команды. Мы рекомендуем формировать команду из 3-9 человек.

Команда — это группа специалистов, которые сами создают продукт от начала и до конца. В обычной компании программисты сидят рядом с программистами, бухгалтеры — с бухгалтерами. Все привыкли считать командой специалистов одной профессии. В Аджайле по-другому.

Скрам-команду формируют из профессионалов в разных областях. Люди разных профессий по-разному смотрят на продукт, и на пересечении их мнений рождаются неожиданные решения.

В Скрам-команду пекарни входят шеф, технолог, кондитер, пекарь, продавец. Они вместе создают новые пирожки. Продавец говорит, что покупатели реже всего покупают пирожки с грибной начинкой и предпочитают интересную форму. Команда учитывает этот совет, в результате пекут треугольные пирожки с малиной, которые сметают с прилавков.

В Скраме нет иерархии власти. В обычной компании есть цепочка руководителей и подчиненных. Одни сотрудники делают то, что им приказывают другие. В Скраме сотрудники не командуют друг другом, а работают сообща.

В Скраме нет анархии. Вместе с командой работает Владелец продукта — это человек, который задает вектор работы. Владелец продукта знает, какой продукт нужен клиентам, и помогает команде это понять. Он не руководит командой, но расставляет приоритеты перед началом цикла и отвечает на вопросы специалистов во время него.

Команда вместе отвечает за результат. В случае провала, никто не ищет виноватого среди специалистов. Вместо этого всей командой находят причину проблем и исправляют её. Например, берут меньше задач, подключают еще одного специалиста или пробуют новое оборудование.

Члены команды помогают друг другу. В Скрам-команде действует принцип «Один за всех — и все за одного». Если у одного из членов команды не получается выполнить свою задачу в срок, другие помогают ему.

Как работать в Скраме

Рабочий процесс

Работа циклична. Работать по Скраму означает разделять работу над большой задачей на много маленьких циклов — спринтов. Максимальная длительность одного — месяц, но мы рекомендуем начинать с коротких циклов в 1-2 недели.

Внутри каждого спринта команда проходит четыре этапа: планирование, работа, презентация результата и анализ работы. Все этапы обязательны.

В конце каждого цикла появляется видимый результат. За время спринта команда должна создать продукт или добавить к существующему новую функцию , которая нужна пользователям. Если в итоге клиент не увидит результата, значит ничего не сделано.

Например, две пекарни решают продавать не только хлеб, но и пирожные. Посмотрим, что готово после двух недель работы:

Традиционная пекарня
Разработали и утвердили идеальный рецепта теста и 20 вариантов начинки. Рассчитали стоимость закупки ингредиентов.

Покупатели даже не подозревают, что в пекарне будут пирожные.

Пекарня со Скрамом
Взяли 2-3 готовых рецепта из интернета, испекли и выложили на прилавок.

Посетители уже могут купить пирожные в этой пекарне.

Рабочий процесс постоянно меняется. После каждого спринта команда обсуждает процесс работы находит проблемы, решает, что и как улучшить. Решения внедряют уже в следующем спринте, чтобы команда с каждым разом работала лучше.

Каждый знает, над чем работает другой потому что команда работает сообща и «сверяет часы». Для этого Скрам предлагает каждый день проводить летучку, на которой каждый рассказывает о своем продвижении к цели и рабочих проблемах.

Нет бумажной волокиты. Скрам использует принцип Аджайла: «работающий продукт важнее исчерпывающей документации». Это не значит, что документов нет. Но в Скраме специалисты создают только те документы, которые им пригодятся в работе.

Артефакты Скрама

Артефакты

Для работы по Скраму команда создает три артефакта. Это специальные объекты, которые помогают команде создавать продукт и организовывать свою работу.

Артефакты Скрама:

  1. Бэклог продукта — это список полезных для клиента функций, которые отсортировал Владелец продукта. Список нужен, чтобы понять, что важно сделать в первую очередь, и знать, как будет развиваться продукт.
  2. Бэклог спринта — список задач на рабочий цикл. Нужен, чтобы знать, над чем команда будет работать в ближайшие 1-2 недели.
  3. Инкремент продукта — готовый продукт после окончания спринта. Нужен, чтобы показать клиентам, получить отзывы и решить, что делать с продуктом дальше. Чтобы понять, готов продукт в конце спринта или нет, команда использует критерии готовности продукта.

Артефакты приносят пользу. Каждый артефакт создается только потому, что упрощает работу команды и помогает достигать целей спринта.

Посмотрим, как Бэклог продукта помогает пекарне создавать идеальные пирожки.

Традиционная пекарня
Главное — выполнить распоряжение начальства «расширить ассортимент» и не сильно запариваться.

Поэтому технолог не задумывается о предпочтениях покупателей, а действует по принципу: «Все делают с капустой, пусть и у нас будут с капустой».

Возможно, он угадает, и пирожки получатся отличные, но велик шанс, что нет.

Пекарня со Скрамом
Скрам-команда собирает список пожеланий к пирожкам:

— одним пирожком должен наесться голодный студент;

— стоимость одного пирожка не должна быть больше Х рублей.

Бэклог задает ограничения, с которыми профессионалам интересно работать. И в результате студенты получают идеальные пирожки.

Команда регулярно дорабатывает артефакты. Под влиянием ситуации на рынке, новых идей, отзывов пользователей Скрам-команда понимает, что можно улучшить в своей работе или в продукте, и вносит изменения в артефакты.

Покупатели в пекарне говорят, что хотят более сладкие пирожки. Команда заносит это в список пожеланий к продукту и в следующем спринте кладет в начинку больше сахара.

 

Мы описали общие принципы Скрама. Всем, кто интересуется этим фреймворком, рекомендуем перенимать не только внешние атрибуты вроде ежедневных летучек, но и развивать аджайл мышление. Только тогда появятся:

  • интерес к работе и желание сделать хорошо;
  • ответственность за свою работу. При Скраме не получится прикрыться регламентом, свалить вину на начальника/подчиненных;
  • свобода от формальных бумажек и бюрократии;
  • понимание, как работает компания, как каждый человек влияет на её работу.

Шпаргалка

Запомнить
Скрам — это фреймворк, который помогает использовать Аджайл в работе.

Команда в Скраме — это группа специалистов, которые сами создают продукт от начала и до конца. Члены команды равны, вместе отвечают за результат и помогают друг другу.

Рабочий процесс поделен на циклы — спринты длиной до месяца. В конце каждого спринта появляется видимый результат.

Для работы по Скраму команда создает три артефакта: Бэклог продукта, Бэклог спринта, Инкремент продукта. Артефакты нужны, чтобы создавать и совершенствовать продукт.

Говорить правильно
перейти на Скрам
работать по Скраму

Узнать больше
Руководство по Скраму (ПДФ, 310 Кб)

Текст: Катя Кондратьева

Линкануть
Поделиться
Класснуть
Отправить