Топ-6 заблуждений про Аджайл

Аджайл — это методология

Называть Аджайл методологией неверно. Методология — это чёткая инструкция, как достичь определённого результата. Аджайлом называют образ мышления, его идеи занесены в Аджайл Манифест и дополнены Принципами Аджайла. Но ничего из этого не похоже на инструкцию.

Неверно называть Аджайл и семейством методологий. Под семейством подразумевают фреймворки Скрам, Канбан и другие — всё это правила, как философию Аджайла применять в жизни. Они описаны общими словами и тоже не относятся к методологиям.

Рассмотрим на примере, как одна ценность Аджайла описана в Аджайл Манифесте и Руководстве по Скраму и как её пришлось бы описывать в методологии.

Аджайл Манифест: работающий Продукт важнее исчерпывающей документации.

Скрам: работайте короткими итерациями, в конце каждой представляйте работающий Продукт, который имеет ценность для клиента. Продукт может быть простым, без части функций, но не может быть пачкой документов, потому что бумаги ценности для клиента не имеют.

Методология: работайте над Продуктом девять дней. В первый день проведите мероприятие А, чтобы узнать ожидания клиентов. По типологии Б определите тип Продукта, а по таблице В выберите подходящий сценарий разработки. Разрабатывайте проект строго по сценарию, чтобы закончить к восьмому дню. Проведите презентацию проекта по сценарию Д и соберите обратную связь (анкета Е).

Если у нас Скрам, мы уже аджайл

Звучит парадоксально, но можно работать по Скраму и не быть аджайл. Аджайл — это образ мышления. Он не появляется сам по себе, даже если использовать роли, встречи и артефакты фреймворка.

Представьте, что в середине Спринта у Команды, которая разрабатывает новый Продукт, сгорел сервер. Чтобы закончить работу вовремя, нужно срочно заменить оборудование. Команда идёт к Владельцу Продукта:

— Игорь Петрович, добрый день. Середина Спринта, сервер сгорел. Давайте новый купим.

— Хорошо, оформляйте заявку.

— Давайте сейчас закажем, а потом соберём бумаги. Нам всё равно не откажут — без сервера нельзя завершить разработку.

— Нет, вы же знаете правила. Сначала заявка, потом покупка.

Игорь Петрович хоть и работает по Скраму, но ценностей Аджайла не разделяет.

Аджайл подходит только айтишникам

Нет, не только. Аджайловым образом мышления могут обладать люди, которые работают в промышленности, сфере услуг, над созданием мультимедийных продуктов и продуктов питания. Аджайл хорош там, где в процессе меняется рынок, технологии или желания клиентов.

В России Аджайл прижился:

  • в ресторанах быстрого питания «Додо пицца»,
  • бухгалтерском сервисе «Кнопка»,
  • «Альфа-Банке» и «АльфаСтраховании»,
  • интернет-магазине подарков и сувениров ArtSkills,
  • на производстве оборудования для розлива пива в компании NPM.

Аджайл подходит только для маленьких компаний

Всё наоборот. Философия Аджайла — это сумма положительного опыта разработки больших и очень сложных продуктов. Если изучить список людей, которые составили Аджайл Манифест, можно заметить, что они основатели и президенты действующих консалтинговых и технологических компаний. Например, один из авторов Скрама Джеф Сазерленд — главный технический директор в PatientKeeper. Это одна из первых компаний, которая начала производить медицинские программы и мобильные приложения для врачей.

На корпорации Аджайл действует как пилюля молодости. Он помогает избавиться от бюрократии и вернуть гибкость стартапов. В России сейчас так молодеет «Альфа-Банк» с 20 000 сотрудников. А «Додо пицца» растёт быстро, но не бюрократизируется.

Аджайл можно «внедрить»

Аджайл — это философия. Её ценности можно только принять, сделать своими. «Внедрить» мышление не получится.

Усвоение Аджайла похоже на обучение иностранному языку. Нельзя сразу начать думать на другом языке, нужна практика и время на усвоение лингвистической системы. Значительно ускорить обучение поможет погружение в языковую среду, но вдолбить язык силой или волевым решением не выйдет.

Так и с Аджайлом: нужно постепенно изучать философские ценности, формировать новые привычки и погружаться в аджайловую среду.

Тренинга достаточно, чтобы стать аджайл

Нет, тренинга недостаточно. Даже если сходите всей Командой, будет очень сложно самостоятельно перестроить мышление.

За большую часть наших реакций отвечают привычки. Мы их не замечаем, потому что привычки работают быстрее, чем наше сознание. Когда начальник видит сотрудников в рабочее время на кухне, его первая реакция — раздражение, ведь люди болтаются без дела. На самом деле ругать не за что, сотрудники могут и за чаем обсуждать работу.

Чтобы изменить мышление, нужно отлавливать свои привычки и заменять их новыми моделями поведения. Самому это сделать сложно, но может помочь опытный аджайл-коуч или договорённость в Команде следить друг за другом.

Текст: Люба Мамаева

Линкануть
Поделиться
Класснуть
Отправить