Топ-6 заблуждений про Аджайл

Аджайл — это методология

Называть Аджайл «методологией» неверно. Методология — это подробный рецепт, пошаговая инструкция, как достичь определенного результата. Аджайлом называют особый образ мышления, его ценности описаны в двух документах: «Манифесте» и «Принципах Аджайла». Но ни один из них не похож на инструкции.

Неверно называть Аджайл и «семейством методологий». Под семейством подразумевают фреймворки Скрам, Канбан, Crystal, DSDM и другие — все это правила о том, как философию Аджайла применять в жизни. Эти правила описаны общими словами, они тоже не относятся к методологиям.

Рассмотрим на примере, как одна ценность Аджайла объяснена в «Манифесте» и Руководстве о Скраме, и как ее пришлось бы описывать в методологии.

Манифест аджайла: «Работающий продукт важнее исчерпывающей документации».

Скрам: работайте короткими итерациями, в конце каждой представляйте работающий продукт, который имеет ценность для клиента. Этот продукт может быть простым, без части функций и фич. Но не может быть пачкой документов и техзаданием, потому что бумаги ценности для клиента не представляют.

Методология: работайте над продуктом девять дней. В первый день проведите мероприятие А, чтобы узнать ожидания клиентов. По типологии Б определите тип продукта, а по таблице В выберите подходящий сценарий разработки. Разрабатывайте проект строго по сценарию, чтобы закончить к восьмому дню. Проведите презентацию проекта по сценарию «Вау» и соберите обратную связь (анкеты Д и Е).

Аджайл — это особый образ мышления. Он похож на философию и религию, и не является методологией разработки продуктов.

Если у нас Скрам, мы уже аджайл

Звучит парадоксально, но можно работать по Скраму, и не быть аджайл. Аджайл — это особое мышление. Оно не появляется само по себе, даже если использовать скрам-доску, роли и мероприятия фреймворка.

Представьте, что в середине спринта у команды, которая разрабатывает новый продукт, сгорел сервер. Чтобы закончить работу вовремя, нужно срочно заменить оборудование. Команда идет к владельцу продукта:

— Игорь Петрович, добрый день. Середина спринта, сервер сгорел. Давайте новый купим.
— Ок, оформляйте заявку.
— Давайте сейчас закажем, а потом соберем бумаги. Нам же все равно не откажут — без сервера нельзя завершить разработку.
— Нет, вы же знаете правила. Сначала заявка и визы, потом покупка.

Игорь Петрович хоть и работает по Скраму, но ценностей аджайла не разделяет.

Работа по Скраму еще не гарантирует аджайл-мышления. Его нужно развивать осознанно через замену старых ментальных привычек на новые.

Аджайл подходит только айтишникам

Нет, не только для них. Аджайл-мышлением могут обладать люди, которые работают в промышленности, сфере услуг, в разработке мультимедийных продуктов и продуктов питания. Аджайл хорош там, где в процессе меняется рынок, технологии или желания клиентов.

В России аджайл прижился в:

  • ресторанах быстрого питания «Додо пицца»;
  • бухгалтерском сервисе «Кнопка»;
  • «Альфа-Банке» и «АльфаСтраховании»;
  • на производстве оборудования для розлива пива у компании NPM и в ArtSkills.ru (занимаются изготовлением персональных подарков).

Аджайл-мышление подходит для любой отрасли, где в процессе создания продукта могут измениться условия и нужна гибкость.

Аджайл подходит только для маленьких компаний

Все наоборот. Философия аджайла — это сумма положительного опыта запуска больших и очень сложных проектов. Если изучить список людей, которые разработали Манифест аджайла, можно заметить, что они — основатели и президенты действующих консалтинговых и технологических компаний. Например, один из авторов Скрама Джеф Сазерленд — главный технический директор в PatientKeeper. Это одна из первых компаний, которая начала производить медицинское ПО и мобильные приложения для врачей.

На корпорации аджайл действует как «пилюля молодости». Он помогает избавиться от бюрократии и вернуть гибкость стартапов. В России сейчас так «молодеет» «Альфа-Банк» (20 000 сотрудников). А «Додо пицца» растет быстро, но не бюрократизируется.

Аджайл-мышление может существовать в головах людей, где бы они не работали — в корпорации, среднем бизнесе или стартапе.

Аджайл можно «внедрить»

Аджайл — это философия, набор ценностей. Эти ценности можно только принять, сделать своими. «Внедрить» новое мышление не получится.

Освоение аджайла похоже на обучение иностранным языкам. Нельзя сразу начать думать на другом языке, нужна практика и время на усвоение лингвистической системы. Значительно ускорить обучение может погружение в языковую среду, но вдолбить язык силой или волевым решением не получится.

Так и с Аджайлом: нужно постепенно изучать философские основы, формировать новые привычки и погружаться в аджайл-среду.

Философию аджайла можно изучить и разделить ее ценности. «Внедрить» новый способ мышления нельзя.

Тренинга достаточно, чтобы стать аджайл

Нет, тренингов недостаточно. Даже если сходите всей командой, будет очень сложно самостоятельно перестроить мышление.

За большую часть наших реакций отвечают привычки и сценарии. Мы их не замечаем, потому что привычки работают быстрее, чем наше сознание. Когда начальник видит сотрудников в рабочее время на кухне, его первая реакция — раздражение, ведь люди болтаются без дела. На самом деле ругать не за что, сотрудники могут и за чаем обсуждать рабочий проект.

Чтобы изменить мышление, нужно «отлавливать» свои привычки и заменять их новыми моделями поведения. Самому это сделать сложно, но может помочь договоренность в команде следить друг за другом. Или опытный аджайл-коуч.

Аджайл — это история об изменении мышления. Тренингов и книг для таких глубоких трансформаций мало.

Текст: Люба Мамаева

Линкануть
Поделиться
Класснуть
Отправить