Кто такой Скрам-мастер

Скрам-мастер — тренер и помощник Скрам-команды. Он следит, чтобы члены Команды разделяли ценности Скрама, соблюдали правила фреймворка и были настоящими командами в духе «Один за всех и все за одного». Именно он строит правильный Скрам и помогает компании стать гибкой.

Скрам-Мастер не обладает формальной властью, он не может указывать и приказывать. Его задача — наблюдать и давать Команде обратную связь, чтобы она могла направить свою работу в нужное русло.

Кто такой Скрам-мастер

Обучает работе в Скраме

Самая простая функция Скрам-мастера — научить людей работать по правилам Скрама. Это значит, что Скрам-мастер большую часть дня проводит вместе со своей Командой Разработки и Владельцем Продукта. Посмотрим подробнее, чему и как он их учит.

Скрам-мастер помогает Команде Разработки стать самоорганизованной и кроссфункциональной. Для этого он выращивает доверие в Команде, помогает решать конфликты и работать в рамках фреймворка. Он обращает внимание на расхождения действий Команды с ценностями Скрама и даёт обратную связь.

Во время рабочих встреч Скрам-мастер следит за временем и организует процесс продуктивной работы. Даже опытная самоорганизованная Команда, которая может самостоятельно проводить события Скрама, работает эффективнее вместе со Скрам-мастером. Начинающим же командам Скрам-мастер жизненно необходим.

Представьте, что Скрам-мастер пришёл в Команду крупного банка, который решил попробовать Аджайл. В Команде атмосфера так себе, сотрудники конкурируют и не любят, когда кто-то вмешивается в их работу. Что предпримет Скрам-мастер?

Слабый Скрам-мастер
Ничего не будет делать. Все взрослые люди — сами как-нибудь разберутся.

Сильный Скрам-мастер
Выяснит уровень конфликта. Если нужно, выступит медиатором и поможет договориться.

Скрам-мастер обучает Владельца Продукта эффективным техникам управления Бэклогом Продукта, работе с заинтересованными лицами и Командой Разработки. Он помогает Владельцу Продукта беспристрастно оценивать рабочие ситуации и действовать согласно ценностям Аджайла.

Владелец Продукта постоянно вмешивается в работу Команды. Он хочет всё контролировать и истерит, если Команда делает по-другому.

Слабый Скрам-мастер
Побоится вмешиваться. Это же Владелец Продукта! Может в следующем Спринте он успокоится сам?

В Команде копится недовольство.

Сильный Скрам-мастер
Напомнит Владельцу Продукта о функциях его роли в Скраме, будет пресекать попытки вмешаться в работу Команды.

Кто такой Скрам-мастер

Помогает организации стать гибкой

На обучении сотрудников функции Скрам-мастера не заканчиваются. Есть вторая важная часть — помочь всей организации быстрее реагировать на изменения рынка и желания покупателей, то есть стать адаптивной.

Дело в том, что выращивание гибкости в компании — долгий и болезненный процесс. Вся фишка Аджайла заключена в его ценностях, а у Владельца Продукта и Команды нет времени о них думать. Скрам-мастер — носитель и рупор ценностей гибких подходов к управлению. Он запускает трансформацию компании и не даёт ей сбиться с пути. Если в компании есть процессы, нарушающие принципы Скрама, то именно Скрам-мастер находит их и советует, как сделать лучше.

Команда, в которую пришёл наш Скрам-мастер, — это один из отделов разработки большой компании. У команды нет своего Продукта, они работают сразу в нескольких направлениях. Что предпримет Скрам-мастер?

Слабый Скрам-мастер
Будет работать с тем, что есть. Не переделывать же всю компанию, это долго и дорого.

Сильный Скрам-мастер
Мыслит системно, поэтому предложит руководству сформировать Команды вокруг настоящих продуктов. Таких, как Яндекс.Карты, Яндекс.Такси и Яндекс.Метро.

Мы рекомендуем нанимать по одному Скрам-мастеру для каждой Команды на полный рабочий день. Только тогда он сможет успешно работать, и тем быстрее компания получит результат.

Кто такой Скрам-мастер

Как стать Скрам-мастером

Обычно Скрам-мастера выбирают из членов Команды, дают ему прочитать «Руководство по Скраму» и, в лучшем случае, отправляют на обучающие курсы. Мы рекомендуем приглашать Скрам-мастера со стороны. Это лучший вариант, потому что у таких специалистов есть опыт, они относятся непредвзято к членам Команды и могут объективно оценивать ситуацию в компании.

Расценки и уровень опыта у Скрам-мастеров на рынке отличаются. Мы советуем нанимать самых опытных, какие вам доступны по деньгам. Условно всех кандидатов можно разделить на пять категорий.

Новичок знает «Руководство по Скраму» наизусть.

Практик знает основы управления Командой, имеет опыт работы Скрам-мастером.

Часто такие Скрам-мастеры добиваются формального соблюдения «Руководства по Скраму», но плохо работают с ценностями фреймворка. Переход на такой «механический» Скрам принесёт компании очень скромные результаты.

Мастер в своей работе отталкивается от ценностей Скрама, выращивает аджайл-культуру в своих Командах. Он создаёт настоящий Скрам в компании.

Коуч обучает практиков, превращает их в Мастеров, делится с ними опытом. Может трансформировать целые компании.

Евангелист — Скрам-мастер уровня «бог». Он транслирует ценности и принципы Скрама везде, куда только дотянется.

Скрам-мастер — хранитель и проводник ценностей Скрама в компании. Он выращивает аджайл-культуру в Команде, налаживает правильные процессы, помогает компании стать гибкой с наименьшими потерями.

В следующей статье продолжим разбирать роли в Скраме. А пока освежите знания о роли Владельца Продукта.

Шпаргалка

Запомнить
Скрам-мастер — тренер и помощник Скрам-команды. Следит, чтобы члены Команды разделяли ценности Скрама, знали теорию, соблюдали правила. Скрам-мастер строит настоящий Скрам и помогает компании стать гибкой.

Говорить правильно
Скрам-мастер

Узнать больше
Руководство по Скраму (ПДФ, 310 КБ)

5 вещей, которые должен делать Скрам-мастер, чтобы не стать «комнатной собачкой»

Текст: Катя Кондратьева

Линкануть
Поделиться
Класснуть
Отправить