Кто такие стейкхолдеры

Вы уже знаете основные роли Скрама: Владелец Продукта, Скрам-мастер, Команда Разработки. Чтобы выпустить крутой Продукт, им нужна помощь стейкхолдеров — заинтересованных в Продукте людей. Стейкхолдеры помогают его улучшить и сделать востребованным: пробуют Продукт и дают Команде обратную связь.

Посмотрим, как заинтересованные люди помогают кофейне завоевать доверие клиентов. Здесь недавно работают по Скраму и пока не понимают, зачем им нужны стейкхолдеры. Скоро осень, и в кофейне готовятся к выпуску нового меню.

Без стейкхолдеров
Владелец кофейни полагается на опыт бариста. Тот выбирает 10 популярных рецептов. В течение недели посетители пробуют новые напитки в кофейне, а бариста собирает отзывы. Выясняется, что половину рецептов надо переделать. За это время посетителей в кофейне становится меньше.

Со стейкхолдерами
Владелец собирает постоянных клиентов на дегустацию перед запуском меню. Выясняется, что клиенты хотят тыквенный латте вместо обычного, больше пенки в капучино и кофе с маршмеллоу. Бариста дорабатывает рецепты с учётом пожеланий. Новое меню нравится клиентам, они советуют кофейню друзьям.

Кто такие стейкхолдеры

Какие люди заинтересованы в Продукте

Заинтересованные люди — те, кто будут пользоваться Продуктом в своих целях. В кофейне это посетители и бариста. Посетители сами платят за кофе и пьют его ради собственного удовольствия. У бариста всё по-другому: Продукт, который он использует, не кофе, а кофемашина. Кофейня покупает её сама или берёт в аренду.

Бариста заинтересован в том, чтобы готовить кофе быстро и хорошо. Он знает, как выбрать кофемашину с лучшими характеристиками, поэтому владелец кофейни попросит его помочь. Если не учитывать мнение бариста, можно купить плохую кофемашину: она будет часто ломаться или варить невкусный кофе.

Посетители делятся отзывами о кофе, а бариста выбирает кофемашину. У них есть интерес к Продукту, но нет влияния: если владелец кофейни решит игнорировать их мнения, то они ничего не смогут сделать. Так не получится с инвесторами — заинтересованными людьми, которые хотят получить прибыль с Продукта. Они вкладывают часть денег в открытие кофейни. Если кофейня не будет приносить прибыль, они потребуют вернуть деньги.

Инвесторы могут не вмешиваться в работу кофейни, но могут и помочь: выбрать помещение, если у них есть опыт открытия кафе. Или познакомить с самым крутым шеф-бариста в городе. Часто бывает, что инвесторы начинают диктовать свои условия. Cкрам защищает от такого вмешательства: только Владелец Продукта — хозяин кофейни — решает, каким будет Продукт. Он может учесть те мнения, которые считает важными, а может проигнорировать все. Но тогда Продукт рискует стать бесполезным: кофе не будут покупать, и кофейню придётся закрыть. В худшем случае владелец потеряет доверие инвесторов, которые не дадут ему денег на новые проекты.

Кто такие стейкхолдеры

Как заинтересованные люди помогают делать Продукт

Команда приглашает заинтересованных людей, чтобы понять, как улучшить Продукт. Они могут прийти, если захотят, на Уточнение Бэклога Продукта и Ежедневный Скрам. Без них точно не проведут Обзор Спринта.

Такие встречи для стейкхолдеров — не обязаловка. Они приходят, если есть свободное время и желание помочь.

Заинтересованные люди помогут Команде на Уточнении Бэклога Продукта. Эта встреча отличается от других событий Спринта: Команда сама решает, проводить её или нет. Обычно она нужна, если в Бэклоге Продукта есть большие и сложные задачи, которые надо уточнить, дополнить или поделить на маленькие. После этого Команда возьмёт маленькие задачи в Бэклог Спринта.

Владелец кофейни хочет продавать кофе на вынос. Он зовёт на встречу клиентов, которые часто берут кофе с собой. Клиенты рассказывают, как их обслуживают в кофейнях: что они обычно делают, прежде чем получить кофе. Менеджер и бариста узнают, как разделить обслуживание на этапы. Теперь они подумают о том, как ускорить и улучшить каждый этап.

На Ежедневный Скрам стейкхолдеры приходят, чтобы узнать, как Команда движется к Цели Спринта. Но эти события для них — необязательные, в отличие от Обзора Спринта. Его без заинтересованных людей не проводят.

Обзор Спринта — это нечто большее, чем обычная презентация, где все смотрят слайды, зевают и отвлекаются на смартфоны. Владелец Продукта показывает, что Команда сделала за Спринт. Заинтересованные люди пробуют Продукт, делятся впечатлениями с Командой и говорят, чего им не хватает. Отзывы помогают Команде понять, как улучшить Продукт на следующем Спринте.

Кофейня успешно работает с мнениями клиентов: Команда сразу получает обратную связь, а клиенты видят, как благодаря им кофейня становится лучше. На очередном Обзоре Спринта повар показывает десерты, которые скоро появятся в меню. Клиенты их пробуют и просят продавать на вынос: так они смогут забегать в кофейню по пути на работу и завтракать в офисе. Менеджер берёт это на заметку и заказывает коробочки для десертов.

Кто такие стейкхолдеры

Кто может стать стейкхолдером

Владелец кофейни собирает как можно больше разных мнений, чтобы уточнять и обновлять список возможных доработок кофейни (Бэклог Продукта). Его мама и брат обожают кофе, поэтому они — стейкхолдеры. Если у человека нет власти или интереса к Продукту, он не будет стейкхолдером. Например, люди, которые предпочитают зелёный чай, не будут полезны бариста при разработке рецептов кофе.

Если кто-то из заинтересованных людей занят и не может прийти на встречу, его место займёт другой. Менять стейкхолдеров полезно, чтобы получать разные отзывы и постоянно улучшать Продукт.

Стейкхолдеры — важные участники работы по Скраму, которые помогают Владельцу Продукта и Команде в каждом Спринте. Благодаря им Скрам-команда делает Продукт более ценным. Если игнорировать мнения заинтересованных людей, можно получить нерабочий и неактуальный Продукт.

Шпаргалка

Стейкхолдеры
Все, у кого есть интерес к Продукту

Помогают Скрам-команде улучшать Продукт

Участвуют в каждом Обзоре Спринта

Их выбирает Владелец Продукта

Узнать больше
Руководство по Скраму (ПДФ, 1 МБ)

Что такое Скрам

Какие полномочия есть у Владельца Продукта

Базовый тренинг по Скраму

Текст: Алёна Маслик

Линкануть
Поделиться
Класснуть
Отправить