Что такое масштабируемый Скрам

Что значит масштабируемый

Это Скрам для создания Продукта несколькими командами. Простой Скрам описывает работу одной команды и не поможет, если над Продуктом работают хотя бы две. Нельзя, например, собрать на Ежедневном Скраме все отделы и уложиться в 15 минут. Поэтому и придумали Large Scale Scrum (LeSS) и LeSS Huge. Всё это способы масштабировать Скрам.

Если над Продуктом работают 2–8 команд, используют LeSS, если больше — LeSS Huge.

Зачем масштабировать Скрам

Масштабирование нужно для разработки сложных продуктов. Продукт в LeSS — понятие широкое, он состоит из множества сервисов или компонентов, и сделать его можно только силами нескольких команд. Например, LeSS применили в BMW — для продажи автомобилей BMW i требовалось создать ИТ-системы и объединить их с другими в одну платформу.

Хорошо подумайте, настолько ли сложный у вас Продукт, чтобы ради него масштабировать Скрам. Тяжело по-новому выстраивать процессы и управлять несколькими командами.

Как масштабировать

Когда без масштабирования никак, используют или горизонтальный, или вертикальный подход.

Команды при горизонтальном масштабировании собирают вокруг компонентов Продукта. У каждой команды свой Бэклог, и чтобы Продукт получился целостным, Владельцы Продукта синхронизируют все требования между командами. В результате Продукт — это сумма Инкрементов.

Из-за горизонтального масштабирования нужна куча координационных ролей, снижается гибкость и ответственность команд — каждая отвечает только за свой компонент Продукта.

При вертикальном масштабировании собирают кросс-компонентные команды. Такие команды создают Продукт от начала и до конца с одним Бэклогом и Владельцем Продукта.

Unusual Concepts обучает именно вертикальному масштабированию.

Как выполнять роли Скрама

Владелец Продукта делится с командами своим видением Продукта, и те параллельно создают Инкремент в течение Спринта. Команды координируются сами — в LeSS для этого нет специальной роли. А ещё они напрямую общаются с заинтересованными лицами — и так разгружают Владельца Продукта. Ему остаётся только стратегия развития.

Скрам-мастеров по одному на 1–3 команды. Они помогают найти проблемы, которые мешают слаженной работе команд, и выполняют привычную работу.

Как проводить события

Спринт стартует с Планирования. Сначала команды вместе решают, какие элементы из Бэклога Продукта взять в Спринт, а затем каждая составляет свой план.

Ежедневный Скрам проводят по отдельности, но добровольцы вправе прийти на встречу другой команды, если им это нужно.

В середине Спринта команды собираются на Уточнение Бэклога Продукта и конкретизируют размытые задачи.

Обзор Спринта общий для всех. Команды приглашают клиентов, чтобы получить обратную связь и обсудить улучшение Продукта.

Ретро делят на две части. На общем Владелец Продукта, Скрам-мастера и команды думают над улучшением всего процесса работы, на командном — каждая команда над своим.

Как использовать артефакты

Раз Продукт один, то и Критерии Готовности одни для всех команд. А вот Бэклог Спринта разный. Цель Спринта при этом может совпадать.

Записаться на тренинг

Карточки хороши для знакомства с предметом. Чтобы обстоятельно разобраться в Скраме, приходите к нам на тренинг.

Объясняем тему понятным языком, поэтому готовиться не нужно.

Текст: Сергей Васин

Линкануть
Поделиться
Класснуть
Отправить